Академия Интуиции Суббота, 11.05.2024, 17:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » Мои файлы

Развитие философских и психологических взглядов на природу интуиции. Часть 3. (читать далее)
[ Скачать с сервера (199.5 Kb) ] 24.10.2008, 23:40

В этой работе проведен также анализ связи интуитивности с обширным списком параметров интеллекта. Статистически значимой связи интуитивности с уровнем интеллекта установлено не было, хотя определенное значение имеют социальная адаптивность, пространственные и координационные свойства интеллекта, способность синтеза и предвосхищения. Обнаружены связи интуитивности с показателями интеллектуальной активности, целостности восприятия, концентрации внимания и преобладания «художественного» типа мышления.

Отмечается, что личностные, эмоционально-волевые качества человека обеспечивают эффективность поиска на этапе интуитивного решения, и особенно – при повышении напряженности. Это явление фиксируют и другие авторы как способность к «преодолению тупика» за счет подключения к процессу поиска решения эмоционально-волевого компонента.

Холодная особое внимание обращает на интенцию как состояние направленности ума, обеспечивающее особого рода «бессознательное знание», благодаря которому человек заранее знает, что ему нужно и что не нужно делать. Формы проявления интуиции – предпочтения, убеждения, умонастроения, общее для которых – мгновенность и «фатальность» возникновения под влиянием, казалось бы, случайного впечатления.

Свое представление об интуиции в связи со свойствами личности развивает А. Савенков: интуитивное прозрение – это особый вид мышления, автономный и самостоятельный, основанный на «высокоавтоматизированных умственных навыках, обобщенных в результате большого опыта их применения». Интересно, что Савенков связывает механизм интуитивного мышления с процессами фантазирования и достраивания картины мира у детей. У взрослых интуитивные способности проявляются в интересе к дивергентным задачам, легкости генерирования идей, оригинальности мышления, способности к прогнозированию.

В обзоре подходов к пониманию интуиции невозможно не упомянуть совершенно особое её понимание, которое развивалось (и, видимо, продолжает развиваться) достаточно независимо как от отечественной, так и зарубежной психологической и философской науки. Речь идет о духовно-религиозной православной философии конца XIXXX века, представленной именами всемирно известных православных мыслителей В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.Я. Флоренского, Н.О. Лосского.

В.С. Соловьев − глубокий мыслитель, поднимает широкий пласт проблем, в том числе – вопрос о соотношении познания и веры. И эмпиризм, и рационализм, пишет В.С. Соловьев, относительно ценны, необходимо их дополнение иным источником знания, содержащимся в «цельном» разуме. Это – «вера, свидетельствующая о существовании трансцендентного мира, к которому не применимы признаки, заимствованные из мира явлений». Душа человека обладает особой способностью – интуитивностью. Интуитивность открывает возможность нравственного совершенствования, которое понимается как постоянные усилия воли, направляемые воздействием свыше – благодатью. Интуиция, таким образом, соединяет в себе человеческое и Божественное, в состоянии «Божественной благодати» человек способен познавать внешний мир непосредственно с помощью интуитивной способности вчувствования, сопереживания. К тому же интуитивно открывающееся знание истинно.

Наиболее подробно тема интуиции разрабатывается в работах С.Л. Франка и Н.О. Лосского, система взглядов которых получила название интуитивизма.

Н.О. Лосский исходит из принципа всеединства сущего: мир целостен, хотя и состоит из различных уровней бытия, которые тесно взаимосвязаны. Универсальным механизмом познания и себя самого, и реального и идеального мира, даже бытия Бога является интуиция. Индивидуальное интуитивное знание – не абстрактно, это знание - переживание, и именно переживание открывает человеку сущность объекта прямо и непосредственно: «Интуиция не знает, не констатирует, а интуитивно созерцает предмет, находя в нем системность и категориальную оформленность». Интуиция созерцательна: «всякое восприятие мною внешнего мира есть вступление предмета внешнего мира в мое сознание», «само-свидетельство» предмета о себе. Предмет дан сознанию непосредственно, включается в сознание познающего человека, ибо мир един и связан с субъектом подсознательно, однако познание предполагает все же целенаправленную активность − серию интенциональных (целевых) умственных актов: осознания, внимания, дифференциации. Сам познающий субъект в концепции Лосского, индивидуальное человеческое я − некое сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное со всем миром. Условие интуитивного познания, таким образом, − всеединство мира. При этом интуиция – единственно достоверный способ познания, ибо « невозможно понять бытие, апеллируя лишь к рациональной стороне разума. Структура бытия, выраженная как знание – переживание, требует иного механизма изучения − интуиции. Разным формам бытия соответствуют разные виды интуиции». Все формы интуиции едины, чувственная интуиция связана с познанием реального бытия (прямое усмотрение истины с помощью внешнего чувства), интеллектуальная – идеального (прямое постижение умом истины), мистическая − путь познания металогического бытия.

С.Л. Франк считает, что предметом психологии должна быть душа, познать «глубину и целостность которой в единстве её связей с прошлым и будущим» человек может при помощи интуиции. Познающий субъект непосредственно способен воспринимать транссубъективную реальность на основе интуиции. Иными словами у Франка интуиция также понимается как непосредственное восприятие реальности, так как в самом бытии объект еще до его познания слит с познающим субъектом. Душа человека не тождественна сознанию, это некоторое энергетическое единство сознания и подсознания, центр формообразующих сил. Интуитивное в этом единстве – подсознательно и одновременно сверхчувственно, это созерцание и вчувствование, связанное с «сердечно-эмоциональным впечатлением», когда человек не просто видит мир, а воспринимает его в единстве, в слитности объективных свойств предмета и субъективных переживаний. Интуиция к тому же − первопричина восприятия, задает ему направленность, интенциональна. Реализуется интуиция как мгновенные готовые решения в творческой деятельности.

Рассуждая о соотношении интуитивного и логического, Франк считает логическое более низким и вторичным по отношению к интуиции уровнем познания, интуиция − вершина познания, способная воспринимать нерасчлененное целое. В основе этого понимания − утверждение, что существует сверхиндивидуальный и сверхличностный чистый разум, поэтому познание осуществляется не только в соприкосновении человека с внешним миром, но и развивается изнутри, когда душа человека соединяется с чистым разумом и наполняется не относительными понятиями, а «чистым объективным знанием». Истинное знание − всегда откровение, вера, в которой открывается связь с целым. Истина абсолютна и религиозно - трансцендентна.

А.И. Введенский пытался разграничить понятия интуитивного мышления и интуитивизма. Интуитивное мышление − вид мышления, однако оно требует хорошего знания предмета, а его результаты требуют проверки. Интуиция в концепции интуитивизма – это переживание, возникающее без опоры на знание, прямое ощущение существования или отсутствия чего-либо во внешнем мире и потому относится к области веры.

Н.А. Бердяев в своих философских исканиях также приходит к утверждению о том, что только познание, опирающееся на интуицию, способно постичь бытие в целом. «Рациональность познания и иррациональность действительности  оказываются несоизмеримыми». Рациональное познание «выражается в объективации и в подчинении познания математике», познание иррациональное – в «раскрытии существования человека и через человека существование мира и Бога». В отличие от Франка и Лосского, Н.А. Бердяев утверждает активный («творчество в познании и предполагает творческое вдохновение и подъем») и эмоционально-страстный, напряженный характер интуиции («вживание в предмет познания… носит более эмоциональный, чем интеллектуальный характер»). Интуиция − это вживание, субъект-объектное единство, творческое проникновение в смысл, трансцендирование в глубину души, вхождение в истину.

Следовательно, в русской религиозной психологической мысли познание рассматривается, прежде всего, как понимание истины. «Истина открывается на основе религиозного опыта, религиозного переживания». Знание может быть неточным, разум – зайти в тупик, и только интуиции доступна истина.

Можно дополнительно отметить, что в последние годы появляется достаточно много работ, не претендующих на статус научных, однако предлагающих читателям свой, во многом эклектичный подход к пониманию интуиции. Объединяет авторов этих публикаций утверждение важнейшей роли интуиции в жизни, интуиция рассматривается как фактор успешности человека. В соответствии с этим тезисом предлагаются различные методы и техники развития интуиции, общее в которых − совершенствование чувствительности как к внешним слабым стимулам, так и к собственным внутренним предчувствиям.

 Завершая этот обзор, можно, не претендуя на научную строгость, сделать все же некоторые обобщения.

Сопоставимый по длительности с историей науки в целом интерес к феномену интуиции и попытки его анализа в работах крупнейших философов свидетельствует, с одной стороны, о его реальности, важности в жизни и непосредственной данности человеку, а с другой – сложности и многоуровневости. Мы встречаем воспроизводимое в истории как философии, так и психологии понимание интуиции как особой способности к непосредственному постижению – реальности, другого, собственной души, связанному с особым переживанием – экстатическим или вчувствованием, сопереживанием. При этом многие ученые, разделяющие эту точку зрения, считают интуицию иррациональной, а интуитивное знание – истинным.

Интуитивное знание открывает суть предмета, в акте интуиции человеку дается созерцание всеобщих связей мира. Рассудочное знание относительно, неполно, не способно к «творческой изменчивости».

Иная точка зрения развивается психологами естественно-научной ориентации: интуиция – реальный феномен. Это либо сжатый во времени неосознаваемый процесс переработки информации, основанный на неосознаваемых схемах или так называемых панорамных представлениях, либо внезапное одномоментное переструктурирование, неожиданная ассоциация. В любом случае интуиция опирается на прошлый опыт, требует значительных усилий и эмоциональной вовлеченности человека в задачу (переживание её как вызова собственным возможностям, значимость решения). Эта позиция опирается на исследования психофизиологов, в частности, подкрепляется ссылками на открытый А.А. Ухтомским механизм доминанты. По аналогии с последним вводится понятие «поисковой доминанты». Основное различие во взглядах авторов состоит в том, что одни считают интуицию самостоятельным психическим явлением, включенным в различные виды психической деятельности (как вид сверхсознания, как специфический неосознаваемый способ самодвижения, саморазвития визуальных и мыслимых образов, представлений, идей), а другие связывают интуицию преимущественно с мышлением − творческим, решением задач с высокой степенью неопределенности, принятием решений при отсутствии четких оценочных критериев. Дополнительно анализируются условия, актуализирующие (стимулирующие) интуицию: наличие поисковой доминанты, дефицит времени, расслабленное состояние (сон, медитация). Развиваются представления о возможных механизмах: сжатость процесса, его наглядно-образный характер, переход в подсознание наработанных алгоритмов, роль ассоциаций по аналогии и т.п.

Одновременно представители психодинамического направления в психологии и психотерапии во многом сохраняют понимание интуиции, отчетливо сформулированное К.Г. Юнгом: интуиция – иррациональная функция психики, способность к непосредственному схватыванию сути, прошлый опыт в этом явлении имеет минимальное значение. А.А. Маслоу впервые в истории научной психологии делает предметом рассмотрения особые, мистические (интуитивные по сути) переживания.

Таким образом, мы можем констатировать, что несмотря на усилившийся в конце XX века интерес к проблеме и появившиеся экспериментальные её исследования, как в современной философии, так и в современной психологии нет единого понимания сути и механизмов интуиции.

Категория: Мои файлы | Добавил: academy-intuitii
Просмотров: 3493 | Загрузок: 1056 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz