Искренний мальчик и моральные нормы
спустя 45 лет 10.02.2010 Иногда, но с говорящей самой за себя регулярностью,
приходит ко мне мальчик 8 – 10 лет. Таким, как он, думаю, я никогда больше не
бывал. Жил я тогда с бабушкой (а не с мамой и братом из-за финансовых
затруднений) в г. Рустави под Тбилиси на 2-ом этаже двухэтажного деревянного
дома, построенного еще пленными немцами. Попал я туда после военного городка в
той же Германии. Отец был военный, и именно в Германии к моим 6 годам мама с
ним и развелась из-за пьянства. 1-й год в Рустави прошел внутренне сумбурно. Я его
почти не помню, видно, из-за адаптации. А вот второй – четвертый классы стали
какими-то особенными в моей жизни. Я не был замкнутым, скорее дистанцированным
от окружающих. Жизнь во мне горела, меня тянуло на улицу, хотелось искреннего
общения, мудрых добрых взрослых. Но внутри находился какой-то наблюдатель.
Очень чувствительный к ненастоящему, фальшивому, как я сейчас бы сказал,
не-бытийному. И он был пристроен к откуда-то имевшемуся упорному стремлению
жить по-настоящему, честно, без скидок, искренно и открыто… наверное, более
точное слово – правильно. И что же умненький, искренний мальчик видел вокруг?
Каждый взрослый уверенно, а на словах и вовсе убежденно, строил свою жизнь
по-своему. Его поступки, дела, чувства по одному и тому же поводу радикально
расходились с поступками любого другого взрослого. Разные группы взрослых явно
относились к жизни и жили по другим правилам, чем другие группы. При этом
мальчик видел, что ни счастья, ни цельности, ни «свечения» доброты или любви
обладание разными нормами или взглядами взрослым это не давало. А так хотелось прибиться к чему-то надежному,
правильному, цельному. И душа мальчика истово искала это хоть где-то, там и
тут. Но кристально ясный взгляд наблюдателя мгновенно различал ненастоящесть,
обрывочность, какой-то налет фальши во фразах, мимике, пластике, интонациях
голоса встречающихся взрослых. И мучительная ностальгия по встрече с мудрым и
светлым, жажда встречи угасала, даже не успев развернуться. Помню смущенные смешки взрослых, когда они свысока и с
легким любопытством спрашивали этого мальчика» «А кем ты хочешь стать, когда
станешь взрослым?». А мальчик отвечал: «А я не хочу быть взрослым». И это ощущение своей одинокости во всем мире (ибо
мальчик понимал-чувствовал, что то же самое, что вокруг него, есть везде, при
нарастающей изнутри жажде жить несмотря ни на что). И при этом понимание, что
решение, как жить правильно, чтобы внутреннее сильнейшее биение, жажда,
какое-то исконное, изначальное стремление продолжать быть в искренности и
«правде», не может быть найдено нигде в мире взрослых. И что бы я сейчас сказал этому мальчику? Да сел бы
где-нибудь с ним на деревянном крылечке и поплакал бы вместе с ним чистыми,
глубокими слезами… Гораздо позже, лет в 15 – 16, я сочинил такой
несколько корявый, длинный афоризм: «Морально-нравственные нормы хихикают,
кривляются над людьми. Ибо они видят, что к одним из них (ни чем, на их взгляд,
мораль не лучше) люди прилипают настолько, что лучше покончат с собой, чем от
этих моральных норм откажутся. К другим же «моралям», нисколько не хуже этих,
они совершенно равнодушны или, более того. Их презирают. И при этом люди
говорят и даже убеждены, что они умны и у них есть разум. Ну не прикольно ли?
|