Любовь, Свобода, Жертва и долговременные
глубокие отношения
Любовь
оказалась очень удобным словом для обозначения кучи вещей: я люблю рыбалку,
природу, хорошо поесть, заниматься сексом, петь, танцевать, набить кому-то
морду, напиться вусмерть…
Хотя очень
простой вопрос, заданный всерьез: «Любишь ли ты себя?», – как правило,
заставляет человека задуматься, засомневаться или вызывает самые разные, чаще
отрицательные чувства, вплоть до слез: «Нет, себя я хотел бы полюбить, но не
умею. Да и времени не хватает. Сына, родителей люблю. А себя нет».
Понятно, что,
чтобы любить некоторые вещи (природу, например), не нужно никаких усилий –
вышел на скамейку, идешь по улице, задрал голову вверх, и любовь, вот она,
снизошла. Любовь к природе пассивна.
Любовь к
другим вещам (рыбалке или лазанию по горам) требует определенной работы,
усилий, преодоления препятствий.
Любовь же к себе или Другому требует
не только работы, но и жертв. Сама по себе она случается редко, да и в этих
случаях кратковременна, как бабочка-однодневка, или дистанционно-
наблюдательна, как в случае с природой. В периоды полыхания гормонов это,
правда, случается гораздо чаще: и к себе, и к другим. Но как только человек
взрослеет (не становится зрелым), он начинает смотреть сверху на влюбленности
(и к себе): «молодо-зелено, что было – то прошло…»
У молодежи,
да и большинства взрослых, позиция по отношению к любви чаще пассивна, как в
примере с природой. Коль свалилась на голову, затрепетало сердечко, так и жизнь
сладостней стала. И ночи без устали прогулять, и дела все позабросить, и дров
наломать – все нипочем, благо, гормоны-то играют. А только вдруг сделал(а)
что-то не то, сказал(а), не сказал(а) или еще какая-то ерунда, и нет ее – любви.
А казалось-то – навечно, единственная и неповторимая была. Поболит-то сердечко,
помается душа. Да время-то-лекарь исцелит. А там, глядишь, гормоны-то снова
всхлынут.
Человек,
решивший приложить к любви-отношениям еще и голову-разум, да еще и
понасмотревшийся на свой прошлый опыт, примеры друзей, открывший уши к народной
мудрости, понимает, что, чтобы сохранить снизошедшую любовь, нужны еще и
работа, усилия, преодоление препятствий. И не только по организации быта, но и
слабости Другого принимать и со своими справляться. И дурь свою, завсегда
готовую с удалью проявиться, отслеживать вовремя и узду на нее набрасывать. Да
мало ли еще чего. Коли все это вовремя и достаточно поделать, глядишь, и
семейная жизнь с родством и достоинством удастся. Но любовь изначальная из
такой жизни через месяцы или пару-тройку лет усочится. Памятью, правда,
останется. Коли больше повезет, так и вспыхивать периодически будет:
разок-другой в год или пятилетку.
Что ж ей
любви такой-разэтакой надобно? Наобещала счастья до гроба, сделано, вроде, все
по-людски, по-мудрому, ан нет, она все равно в руках не держится… А может, без
любви и спокойней как-то… (коль не смотреть себе в глубину, да и заткнуть эту
глубину чем-нибудь понадежней да навсегда).
А кому
разумному придет в голову, что любви еще три вещи нужны: любовь к себе, свобода
и жертва(ы)?
Любовь к себе
понятней всего, казалось бы. Она,
казалось бы, естественная и сама собой разумеющаяся, сходит на нет, иссыхает.
Человек может уважать себя за дела, за какие-то качества, гордиться некоторыми
достижениями, а любви к себе родному – ну не чувствует, и все тут.
А чтобы
любить себя (а без любви к себе любовь к Другому, взаимолюбовь невозможны),
нужно не так много, но нужно обязательно: 1) помнить себя, о себе постоянно. Не
позволять впадать себе в беспамятство под давлением всяческих дел, хлопот и
обыденности; 2) понимать и чувствовать, что Я – существо уникальное,
единственное и самоценное, что у меня есть свой собственный родной Путь,
судьба; 3) не унижать и не уничтожать себя сравнениями ни с кем другим, ведь
люди отличаются друг от друга гораздо больше, чем животные разных видов –
крокодил и бабочка, например; 4) понимать, что Я – человек, существо растущее,
развивающееся, а значит, надо держаться, соприкасаться с людьми растущими
(вертикально). Ведь даже из марксистко-ленинской диалектики известно, что, где
нет движения, развития (внутреннего), там неизбежны застой, стагнация,
загнивание.
Свобода в
отношении себя означает не свободу перемещения, выбора материального, а именно
свободу быть и существовать. А прикол и забава в реализации свободы быть – в
умении жертвовать. И слово «жертва» здесь краеугольное. Ибо означает оно не
приобретение привычек заботиться о себе любимом: физически, о своей внешности,
эстетичности, воспитанности, комфорте и т.п., а столкновение со своей
сердцевиной, с теми ее сторонами и качествами (личности), которые стремятся
пустить жизнь по колее, свести ее к простоте и комфортности, лишают жизнь
вызова (самому себе), азарта и куража. Отслеживание, обнаруживание этих частей
себя, часто прячущихся за красивыми словами, глянцевыми обложками и «правильными»
лозунгами, принципами, и затем изничтожение их и есть жертва. Ибо части эти
живы и хотят жить (и мы часто хотим,
чтобы они жили, пока не поставим себе вопрос – честно и без уверток: хочу ли я
продолжать себе потакать в этом и дальше или я выбираю быть?). И эту жертву
никто, кроме себя самого, вместо себя, никто не принесет. И если жертва
настоящая, то она с кровью и болью. А по-другому – тихо, спокойно,
рассудительно, полюбовно – ну никак нельзя. Фикция будет и самообман.
Вот и любовь к Другому невозможна без
любви к себе, только Свобода и Жертва здесь применяются иначе. Свобода
означает, что ты понимаешь и полностью принимаешь, что Другой означает Другой.
(Я уже говорил, что люди отличаются друг от друга гораздо больше, чем звери,
птицы, рыбы, растения…). А это значит, что Другого вовек, хоть расшибись, не
поймешь. Конечно, некоторые его ужимки, привычки, маски, стереотипы, камуфляжно-маскировочные
чернила, которые, подобно осьминогам, он пускает, ты узнаешь. Но подлинную
глубину его, как и себя самого, не постигнешь, и все тут. Сколько угодно можешь
расписывать качества и свойства, за которые ты ее (его) якобы любишь. К делу
это не имеет никакого отношения. Сознание как не способно постигнуть природу и
тайну любви, так не способно их создать и удержать, не приспособлено к тому, чтобы
знать, что и как.
Есть Другой,
есть его Путь, есть любовь между вами (и все это тайна – ну ведь прикол же!). И
если ты выбираешь любовь, то Другому ты даешь свободу быть. Единственную
настоящую свободу выбирать между бытием (где есть и горизонтальные, и
вертикальные направляющие Пути) и существованием. Косвенно, своим примером,
выбором окружения ты можешь склонить, сподвигнуть его на выбор Бытия. И тогда
вы сможете помогать друг другу расти и ваша любовь будет расти вместе с вами.
Сюда
прилагается простой совет – из народной мудрости: «Взрослого человека нельзя
пытаться воспитывать, переделывать, изменять или даже давать советы без его на
это просьбы». Тем более любимого (если для тебя любовь все-таки приоритет).
И, наконец, о
Жертве(ах). Всегда (так и хочется снизить планку и сказать «почти всегда»)
достаточно скоро в ваших отношениях ты обнаружишь, что что-то в них идет не
так, происходит не то, что должно быть в настоящей любви. Разум, работа и
усилия могут привести к так называемой гармоничной семейной жизни. Но для
сохранения любви нужна Жертва. Порядок действий здесь такой же, как в
сохранении Бытия и Любви к себе. Нужно выследить и вычленить в себе глубинное,
что производит чувства, действия, поступки, разрушающие отношения или сводящие
любовь к чему-то простому, само собой разумеющемуся. И дальше так же: этой
живой частью, какой бы она ни казалась правильной, привычной, справедливой,
нужно пожертвовать. Другого пути нет. Для себя и своей любви.
И два
последних рецепта из вековой народной мудрости: 1) Если вы выбираете любовь, то
не должно быть никаких обусловленностей и условий (родители, дети, комфорт,
деньги, что угодно другое) ни с одной из сторон. 2) Не выбирайте никогда то, от
чего не сможете отказаться. (Подумайте сами над последним – как именно приятные
и нужные уху слова «я не могу жить без тебя» и т.п. при наличии реального
соответствующего чувства-позиции повисают гирей, невыносимой тяжестью на
свободолюбивой, нежной, хрупкой…. Любовью).
24.12.2009
«Ода любви»
(Без
интеллекта и неуравновешенным читать не рекомендуется)
Если в жизни
человека есть Любовь, то это очень важно. Пусть хоть на секундочку, пусть как
промелькнувшая ласточка за окном, пусть хоть как крошечный червячок шевельнется
где-то там, внутри, пусть даже символом, эмблемой эфемерной, туманом
колеблющимся на мгновение посетит краешек сознания – и день, да и жизнь,
прожиты не зря!
Только Любовь одна-единственная
придает жизни смысл, сияние и подлинное величие. Именно она заставляет людей
залезать в бочки подобно Диогену, идти крестовыми походами, вырезать неверных,
гонит миссионеров погибать от тропической лихорадки. В страшном одиночестве без
себе подобных тыкать ее знамя в очумелые глаза туземцев, вылупленные от натуги
что-то усвоить; и именно она ответственна за бесчисленные войны, вырывание
кишок, оторванные юношеские руки, ноги, головы…
«Как прекрасен этот мир… ПОСМОТРИ… Как
ПРЕКРА-А-А-СЕН ЭТОТ МИР…». Эти слова песни тоже внешнее выражение пронизывающей
всё и вся Любви. «И чье-то мерещится нам приближенье, и сердце сжимается вдруг
поневоле. И в зеркале смотрит на нас отраженье глазами чужими и… полными боли»
(Х.Р. Хименес). И эти строки породила недосягаемая для его истосковавшегося
сердца Любовь.
Любовью
пропитаны каждый вдох и выдох, каждый стук сердца, каждое шевеление клеточки,
каждый писк комара. «…И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад
морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье». И за этим «внял», прозреньем,
за неудержимой гонкой постиженья стоит она же: и в криках-воплях базарной бабы;
и в дерзновенных потугах одного маньяка превзойти «достижения» Другого; и в
потраченных на бесконечные переезды жизнях, на склоки и драки, на пьянки и
наркоту, на писанье в рот фанаток, чтобы на пару минут на сцене, вдруг, от
вопящей обезумевшей и стенающей толпы поймать-почувствовать на миг ту самую
Любовь; и в вонючей блевотине валяющегося в ней алкаша…. И за всем этим стоит
Любовь. Такая простая, вездесущая, присутствующая и изобильная. «Любовь –
единственная «вещь» в мире, которая, когда ее отдаешь, - в тебе же и удваивается!»
(Ошо).
Так откуда
же, черт возьми, эти перекосы, перегибы, искажения и гонки за любовью в
бесчисленных пустолобых траханиях?
Есть на этот
счет забавное предположение. Никто на свете, по-моему не знал и не знает, что
есть противоположность любви. Так же, как не знал и не знает, что любви нужна
противоположность, т.е. равная ей по силе энергия, ее, любовь, удерживающая и
сдерживающая.
Ведь Вы
только предположите ужасающую картину того мира, который сложится, если любви
дать полный ход и волю. Да и кошмарный сон будет намного лучше. Сплошное
слияние и никакой отдельности, индивидуальности. Сплошной застой, ведь зачем
что-то еще, когда любовь полной ладонью всегда и везде и даже плюнуть не надо
усилия, чтобы за ней погнаться. Все переплетено, проникнуто друг в друга,
даровано друг другу настолько, что везде вокруг сплошная масса, пелена, туман,
одурманивание изобилием любви настолько, даже корчиться в любовном экстазе
некому и нечему. И никакой тебе интимности и эротики возникнуть не может. Даже
блаженная улыбка идиота-придурка куда милее и возвышенней. Да созданные больным
воображением чудовищные апокалиптичные картины христианского или мусульманского
рая куда лучше. Там хоть божественная музыка играет для изнывающих в
однообразной скуке бессмертия душ. А зачем бесплотности, очевидно, не
обладающей ни зрением, ни вкусом, ни томимой земными потребностями «молочные
реки и кисельные берега» или обольстительные, навсегда девственные гурии?
Поэтому и
создана была в противовес божественно сильной любви Паника, или парализующий
волю и мысль, малейшую способность к движению Страх, всепроникающий ужас.
Паника
служит иммунитетом, защитой от экспансивных тенденций любви. Она сопровождает,
сопутствует ей на всех уровнях и во всех измерениях. Она спасает всю Космосферу
и в божественных, сущностных мирах, и в нашем физическом или человеческом мире.
Она по крупицам, по малостям бережно собирается (как и любовь) от пораженных
паникой животных и людей (потому, очевидно, практически не лечится, так
называемый обсессивно-фобический синдром). Периодические приступы паники и
производимый ужас, страх питают, накапливаются на невообразимой высоте
казуального уровня, в определенных емкостях, откуда и черпается, «используется»
по необходимости.
И вот, на
земле, армии поэтов, художников, песенников, певцов, композиторов, философов,
ученых, проповедников, просветленных… на протяжении тысячелетий, снова и снова,
вновь и вновь в самых разных формах, причудливо и высокопарно, архисложно и
совсем по-простому, перебрав все возможные стили выражения и донесения любви до
каждого сердца, до каждого человечка, славят Любовь, сочиняют оды и саги, пишут
трактаты, толстенные тома, тоненькие книжечки и нетленные картины.
Любовь с
самых пеленок сопровождает, окружает человека в виде любых возможных образов,
звуков и слов. Она и сама по себе стучит, рвется изнутри каждого человека, ее
жаждет сердце и кровь, к ней подталкивают снизу могучие сексуальные импульсы.
И что же мы
видим вместо ожидаемого повсеместного расцветания великой и неотразимой любви,
в каждом человеке, единственно дающей ему смысл, контекст и силу чистой и
подлинной жизни? Да сплошные перекосы, перегибы, извращения, искажения, отказы
от любви, трансформации ее сути в самые неожиданные и отталкивающие формы и
проявления, в повсеместную примитивизацию и инфантилизацию любви хоть на уровне
отдельного человека, семьи, хоть на уровне наций, государств, всего
человечества. Такое впечатление, что орды дьяволов, чертей и демонов неустанно
трудятся, отвращая, сбивая с шага божественную поступь Любви.
А мне
кажется, что люди просто боятся своего страха, не принимают его в себе, тщимые
гордыней и самомнением. В упор не замечают того, что большинство их поступков и
решений, сама жизнь насквозь пропитаны ужасом и паникой. Игнорируя, вытесняя и
подавляя свои страхи, они, естественно, не понимают значения страха и его роли
в диалектике взаимосвязи и взаимодействия Любви и Паники.
Например,
любовь изначально предполагает тотальное проникновение друг в друга и слияние с
Другим. А люди попросту боятся потерять себя, свою индивидуальность в этом
слиянии, не понимая того, что только в союзе, взаимодействии, стремлении к
взаимопониманию, в том числе и через борьбу интересов, ценностей и
противостояние единственно можно расти личностно и духовно. Иначе – стагнация и
застой. Имея внутри себя мощнейшее стремление к слиянию и не менее сильный
страх его, они начинают и сотворяют мириады противоестественных танцев, ужимок
и лишающих жизнь сил игр вместо плодотворного управления атрибутами любви и
бытия во имя процветания.
Люди как по
отдельности, так в лице целых наций и государств не доверяют, подозрительно
относятся, да и просто презирают Другого, Других, Иных, не понимая, не желая
принимать простую истину, что корни и причина Паники кроются в них самих, в их
слабости, неуверенности, суеверных надуманных ужасах.
Любовь – это
Дар и отдача. Подарок Другому себя, по сути увеличивающий собственные силы,
потенциал и энергию. Так, люди боятся отдаться даже самим себе. Они стремятся
овладеть Другим как своей собственностью, ревностно и ревниво оберегая ее,
расставляя вокруг Другого границы и ограды, и затем, превратив любимого вначале
в раба, ожидают от него свободной, бескорыстной и преданной самоотдачи.
Понятное дело, что Другой яростно сопротивляется искусно используемым для его
порабощения методам кнута и пряника. И в этом, лишенном смысла и малейшей
надежды на продолжение и развитие искренно любовных отношений, в лихом и
бараньем противостоянии рождается богатейшая палитра умозрительных, комичных
драм, трагедий и извращений.
Искусству и
тайнам манипулирования и управления Другим большинство людей учатся с самого
детства, пытаясь получить хоть кусочками, искорками благодать любви от своих
родителей, как правило, занятых совсем другими делами, проранжировавших и поставивших
любовь на задворки других ценностей, да и там имеющих ее в таких формах, что
лучше б ее и вовсе не было…
И, конечно, я выбираю быть в Любви, я
жажду ее всем телом, всею душою, всеми помыслами своими. Я хочу раствориться в
ее благодатном сиянии, проживать ее каждой клеточкой своею, каждым нервом,
каждым вздохом…
И, понимая теперь мнимых врагов
своей любви, я, наделенный волей и разумом, свободой выбора, иду навстречу
своим страхам и страшнейшим из ужасов. И прошу Бога и вашего благословения и
поддержки, чтобы избежать лицемерия и самообмана, обнажаясь перед Паникой.
И, конечно,
боюсь. Но ведь это и есть Жизнь.
26.12.2009
Брак как искусство борьбы.
Кто-то из
мудрецов, видно, нахлебавшийся семейных непростых отношений, резюмировал: «Брак
– это всегда борьба: сначала – за объединение, потом – за равноправие, и на
десерт – за независимость».
В
проявленных и открытых формах эта борьба принимает характер войн – с
ненавистью, агрессией и причинением ущерба Другому, детям. Себе. Здесь она уже
не маскируется и даже демонстрируется. Обе стороны часто привносят и привлекают
в нее «бойцов» и силы извне. И эти случаи вовсе не единичны. И раздел имущества
здесь, как правило, не причина, а одно из средств для ведения войн.
Эти случаи
принято относить к нетипичным, больше обращают внимание на то, как люди
расстаются, оставшись друзьями, и даже принимают какое-то участие в жизни друг
друга. В фокусе общественного внимания также случаи убийства. Где, как
известно, первым подозревают партнера по браку.
В общее брачное
идеолого-нормативное поле личности супругов привносят каждая свое. Личность,
как и кукушка, стремится привнести в окружающих и общество т.н. «личностные
вклады» (А.В. Петровский, академик, психолог). Обязательные разногласия по
поводу множества участочков этого поля не могут решаться ничем, кроме борьбы.
Формы ее могут быть очень различны: от вполне цивилизованных переговоров и
консенсусов до диких скандалов с хлопаньем дверьми. Даже когда это поле
сложится вполне комфортным для обоих личностей образом, в нем все равно,
во-первых, остается много неинтегрированных областей; во-вторых, личности
растут и изменяются. Причем с разными скоростями и часто в различных
направлениях. И в- третьих, появляются радикально новые обстоятельства – дети,
болезни, смена работы, переезды, душевные кризисы, застой и др. Так что
разногласия всегда существуют в живых отношениях, в которых люди не замерли, не
перестали видеть друг друга. А это означает, что борьба в браке обязательна.
Если этой
борьбы нет, то брак рассыпается – если не юридически, то по сути. Если какая-то
из сторон уклоняется от борьбы, то отношения искажаются. Если какая-то из
сторон оказывается подавленной, то отношения становятся извращенными.
Поскольку
никто не учит искусству брачной борьбы, более того, высвечиваются
партнерская, союзническая и даже дружеская стороны брака, то закономерно, что борьба
становится скрытой, лицемерной, паллиативной и неполноценной. Из нее уходят
здоровые, жизнепорождающие, созидающие тенденции.
02.06.2011
|